Главная » Статьи » Мои статьи

Дружба по правилам и без
Летом восьмилетняя Катя с родителями отдыхала в палаточном лагере на берегу Волги. Каникулы были просто замечательные: солнце, лес, песчаный пляж и красивые теплоходы, от которых на реке бывают волны. Утром девочка вылезала из палатки, наскоро завтракала и отправлялась на пляж. Если на горизонте показывалось что-нибудь «волнообразующее», например, пассажирский четырехпалубный теплоход, она скорее бежала к своей подруге Ире и звала ее кататься на волнах.
Ира была девочкой с очень непростым характером. Ей исполнилось девять, но она считала себя гораздо взрослее Кати
и смотрела на свою приятельницу свысока.
Однажды она пригласила Катю в лес собирать грибы. Родители спокойно отпускали детей, потому что лес был прямо за палатками. Ира вела Катю по узеньким тропинкам и учила ее искать грузди. Однако как только Катя находила грибок, Ира тут же бросалась к нему, отталкивала Катю и кричала:
— Чур, мой! Я первая увидела!
И так каждый раз. В результате у Иры оказалась полная корзина грибов, а у Кати ничего не было.
— Ну, это же нечестно! – обиженно воскликнула Катя.
И тогда Ира «великодушно» протянула ей большой червивый груздь:
— На!

Катя положила в пустую корзину гриб и медленно поплелась домой. Ира что-то весело щебетала и делала вид, что не понимает, почему у подруги плохое настроение. Когда они дошли до лагеря и стали расходиться по своим палаткам, Ира крикнула:

— Вот и ешь свой червивый гриб, а у меня грибы хорошие!И все равно дружить с Ирой приходилось, потому что других детей в палаточном лагере не было.Правда, в следующий раз, когда Ира опять позвала Катю за грибами, девочка проявила характер и отказалась отдавать свои грибы. Ира пыталась потихоньку вытаскивать их из корзины подруги, но Катя это заметила и отошла в сторону. И вдруг Ира исчезла. Катя несколько раз позвала подругу. Но никто не отозвался. Пошла ее искать и внезапно поняла, что заблудилась. Можно себе представить страх восьмилетней девочки!
Катя плутала долго, пока ее не нашли взрослые, которые были обеспокоены пропажей ребенка.
— Ты почему ушла от Иры?! – кричала на нее мать.
А Ира уже давно сидела возле своей палатки. Она пообедала и пила сок.
— Ну, Катька, попадет тебе! – злорадно сказала она. – Нечего было от меня убегать!
Катя твердо решила больше не дружить с Ирой. Однако на следующий день Ира прибежала к приятельнице как ни в чем не бывало и сообщила интересную новость. В соседней палатке поселился мальчик семи лет по имени Павлик.
— Давай ему западню сделаем, – сразу перешла к делу Ира. – Расчистим дорожку, чтобы он шел на Волгу, а сами выроем на этой дорожке яму, накроем газетой и засыплем песком. Он пойдет и провалится!
Обиженную Катю этот план заинтересовал, и она согласилась «подшутить» над Павликом. Ей надоело быть жертвой и тоже захотелось примкнуть к рядам «сильных». Через два часа все было готово.
— Павлик! Мы тебе дорожку расчистили! Добро пожаловать на Волгу! – ласково пригласила Ира Павлика, который одиноко сидел на бревнышке.
Павлик скучал, и интерес местных детей был для него как нельзя кстати. Он с радостью пошел за девочками, но провалился в подготовленную ловушку. Ира и Катя стояли в стороне и от души веселились.
К удивлению девочек, Павлик оставался очень доброжелательным и стремился с ними дружить. У него так же, как и у Кати, не оставалось выбора: другие дети на берегу были либо малышами, либо подростками, которые играли на поле в футбол и так громко кричали, что слышно было на весь лагерь.
Павлик, Ира и Катя играли втроем на пляже: копали каналы, строили города из песка. Но, что бы они ни делали, все игры заканчивались одинаково: обе девочки начинали дразнить Павлика, мальчик обижался и убегал. Однако на следующий день он опять приходил к ним играть.
Однажды у Иры случилась неприятность: ее укусила за голую пятку оса, и она не смогла выйти на прогулку. Катя и Павлик играли вдвоем. Катя чувствовала себя старшей и более опытной.
И вдруг ей в голову пришла шальная мысль: а не сыграть ли ей с Павликом ту же злую шутку, которую как-то сыграла с ней Ира – завести мальчика в лес и бросить. Ведь раз Ире можно – значит, и ей тоже!
И вот Катя пригласила Павлика сходить в лес за грибами. Лес к этому моменту Катя уже хорошо знала. Она точно так же увела Павлика далеко от палаток в заросли кустарника и потихоньку сбежала от него.
Вернувшись в лагерь, Катя направилась прямиком к Ире, лежавшей в гамаке со своей больной ногой, и рассказала о том, что сделала. Ира рассмеялась и даже захлопала в ладоши.
— Представляю, как он там сейчас бегает! – воскликнула она. – Молодец, Катька!
По прошествии нескольких часов взрослые забеспокоились: «Где Павлик?»
— Ищут, ищут, смотри! — шептала Кате Ира. – Вон уже его отец куда-то понесся!
Через некоторое время Ира вдруг стала серьезной.
— Слушай, а если правда случилось несчастье? – произнесла она. – Там ведь болото! Вдруг он утонул?Бедный Павлик! Я должна все рассказать его маме!
Катя как могла пыталась остановить подругу, но Ира вылезла из гамака и, ковыляя, направилась к взрослым. Через минуту на Катю набросились сразу две мамы: ее собственная и мама Павлика.
— Неужели это правда? Ах ты негодяйка! Надо было такое придумать! Показывай, куда ты его завела! Срочно!
Но в это время Павлик сам вышел из леса. Он был испуган, весь в комариных укусах. Но несмотря ни на что, улыбался.
Ира сейчас же бросилась его обнимать и успокаивать.
— Бедный ребенок! – причитала она. – Как Катька могла с тобой так поступить? Никогда больше не водись с этой гадкой девчонкой!
Ира гневно посмотрела на Катю, а потом, когда взрослые отвернулись, показала ей язык.
Катины родители были потрясены этим происшествием. Ведь они думали, что у них растет добрая, внимательная и отзывчивая девочка. Неужели их ребенок мог так поступить? В палатке мама решила серьезно поговорить с дочерью:
— Ты что, не знала, что друзья так не поступают?
— А что я такого сделала? – недоумевала Катя. – Ира тоже так со мной поступила. Бросила меня одну в лесу и убежала. А ведь она моя подруга, и никто ее тогда не ругал.
— Но при чем здесь Ира?! У тебя своя голова на плечах! Друзья, наоборот, всегда помогают друг другу. А если уж товарищ заблудился, никогда не уйдут без него! Когда мы ходили в турпоход в тайгу, у нас заблудилась одна девушка. Вся наша группа – двадцать пять человек – задержалась и искала ее. Мы не выполнили программу, но нашли ее! А в молодости, когда я занималась альпинизмом, у нас во время восхождения получил серьезную травму один мужчина. Мы вернулись, доставили его в больницу, хотя нам очень хотелось покорить вершину! Никогда нельзя бросать в беде товарища! Поэтому мне в голову не могло прийти, что моя дочь на такое способна!
— Но я не знала, – виновато сказала Катя. – Мне никогда никто не объяснял!
Тут мама задумалась. Действительно, занятая работой и хозяйством, она очень мало внимания уделяла дочери. Водила ее в секцию плавания и на танцы, помогала делать домашнее задание в английской школе и иногда читала на ночь книги. Вот, собственно, и все. Остальное, думала она, придет само. Но, оказалось, не пришло. «Что ж, выходит, детям очевидные вещи надо объяснять? – переживала Катина мама. – И как воспитать ребенка порядочным человеком, если перед глазами вертится отрицательный пример, который всегда выходит сухим из воды? Ира очень хитрая, изворотливая, ее нельзя поймать за руку, в отличие от Кати! И теперь Ира дружит с Павликом, а Катя осталась одна! Что мне делать?»

Юлия Джумм, психолог:
Катя попала в очень сложную ситуацию. Ее общительность, зависимость от других детей и покладистый характер сыграли
с ней злую шутку. Она привыкла исполнять в детских играх подчиненную роль, следовать правилам, которые насаждает ребенок-лидер. И в этом не было бы ничего плохого, если бы Катя не попала в ситуацию отсутствия выбора. Кроме Иры, ровесников рядом не оказалось, Павлик появился позже, поэтому пришлось выбирать: либо оставаться одной, либо общаться с Ирой, а значит, играть по ее правилам. Возможно, если бы рядом были другие дети, Катя к Ире и близко бы не подошла после ее подлых поступков.
Однако во всей этой истории бросается в глаза невежество Кати, наивность, отсутствие принципов. Да, можно иметь мягкий характер, подчиняться лидеру. Однако каким бы ты ни был покладистым, есть вещи недопустимые. Например, порядочный человек знает, что нельзя воровать, даже если другие воруют, нельзя обижать слабого, бросать друга в беде. А Катя сознательно бросила Павлика! Катина мама совершенно справедливо упрекает себя: это она не научила дочку правильно себя вести. Как теперь ей исправить свою ошибку? Я думаю, с Катей следует больше говорить о жизни, вслух читать ей книги и обсуждать персонажей, их поступки. Некоторые родители считают, что школьнику читать вслух уже не нужно, потому что он сам теперь читает. Однако это заблуждение. Есть много хороших, серьезных книг, которые первоклассник с удовольствием по-слушает, осмыслит и даже обсудит, но еще не сумеет прочитать сам «по техническим причинам». Поэтому не следует задерживать ребенка в развитии. Пусть он сам читает сказки, а родители должны читать ему что-нибудь серьезное, где персонажи не делятся на добрых и злых, а имеют более сложные, противоречивые характеры. Пусть ребенок сам решит, с кем он в этой книге согласен, а с кем нет. Кроме того, надо обсуждать фильмы, ситуации из жизни, да и вообще говорить обо всем.
Нам, взрослым, кажется, что ребенок и сам должен понимать, что хорошо, а что плохо. Но если школьнице никто не объяснил, что младших обижать нельзя, откуда у нее возьмутся высокие нравственные принципы? Я попросила свою семилетнюю дочь Маргариту прокомментировать историю Кати, и она подтвердила мои выводы.

Маргарита Джумм, семь с половиной лет: 
Когда мы с мамой читали историю про Катю, Иру и Павлика, она спросила меня, могла бы я поступить так, как Катя: завести друга в лес, бросить его там и убежать. Скажу честно, это могло прийти мне в голову! Я тоже не знала, что друзья так не поступают.
Если бы меня начали отчитывать за такой поступок, я бы тоже сказала: «Откуда я это могла знать? Кто мне об этом говорил? И почему, если Ира заводила меня в лес и ее никто не ругал, меня ругают?»
Окажись я в такой истории, обязательно с самого начала рассказала бы маме всю правду: дескать Ира меня обижает, а дружить мне больше не с кем. Я уверена, что родители меня всегда поймут, все мне объяснят и посоветуют, как поступить лучше.
А вообще, дети всегда берут с кого-то пример: со взрослых или с ровесников. Невозможно сделать ребенка порядочным, если рядом дети непорядочные, которым все сходит с рук.
Конечно, воровать по наущению Иры я бы не стала, потому что знаю: этого делать нельзя. А вот копать для Павлика ямку я бы тоже пошла. Мне было бы интересно, провалится он в нее или нет. При этом дразнить мальчика я бы не стала, потому что не хочу обижать человека.
Для детей такие проказы – это шутка, они не думают, что делают что-то плохое. Мне иногда очень хочется подшутить над кем-нибудь, но, конечно, я бы не хотела, чтобы шутили надо мной.



Алексей и Ирина Немченко, родители одиннадцатиклассницы:
С нашей шестнадцатилетней дочерью Ксюшей случилась другая история. Она как раз очень принципиальный человек, и дружба для нее – святое дело. Ксюша всегда ведет себя очень порядочно: сама пострадает, но друга выручит. Однако ее дружбой постоянно злоупотребляет ее подруга Наташа.
Наташа – это не девочка, а «ходячая проблема». На каждом шагу с ней случаются неприятности. Однажды они с Ксюшей пошли гулять. Спустились вниз
с холма, к реке, а обратно подняться не могут. Наташа натерла ноги и не могла сделать ни шага. И тогда Ксюша отдала ей свои туфли, а сама пошла босиком. Было холодно, Ксюша замерзла, но подругу до дома довела. В этом году весной Ксюша и Наташа вместе зарабатывали деньги, их наняли помогать по хозяйству больной старушке. Так вот, Ксюша отдала весь свой заработок Наташе. «У них в семье денег на еду не хватает, а мы и так хорошо живем!» – сказала она. По той же причине дочь каждый день делится с Наташей своим завтраком. А вот подруга ее ни разу не угостила ничем.
Недавно летом девочки пошли гулять и попали под сильный ливень. Внезапно похолодало, а у Наташи, естественно, не оказалось ни зонта, ни куртки.
И Ксюша, как и следовало ожидать, отдала ей свои куртку и зонт. Вернувшись домой, промокшая до нитки Ксюша сказала: «Мама, я сильная, я спортсменка, а Наташа больная, несчастная!» Мы понимаем Ксюшу: ей приятно помогать подруге! Но нас удивляет другое: почему Наташа все это принимает? Почему, в конце концов, она сама не пошла босиком, когда натерла ноги? И как избавить дочь от этой «несчастной»?


                                                                                                      Статья с сайта "Здоровье школьника"

                                                                                                      http://www.za-partoi.ru/archive/?article=151&rub=71





Категория: Мои статьи | Добавил: yalo (20.11.2011)
Просмотров: 568 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0